Наши старшие – это бесценное достояние. Они обладатели незурядного жизненного опыта и мудрости. В их воспоминаниях храниться образ ингушских мужчин и женщин не затронутый глобализацией и псевдоцивилизованностью. Они призывают нас быть именно такими, потому как время показало, именно лучшие качества нашего национального характера (яхь, денал, барт), коими в полной мере обладали наши прешественики и помогли нашему народу выстоять в годину лишений и испытаний – годы депортации. К поколению депортированных принадлежит и герой этого небольшого очерка, уроженец горного Харпа Матиев Юсуп Гушакиевич.
Наше внимание этот улыбчивый, седобородый старец привлек своим неравнодушием. Как-то пару недель назад он зашел в редакцию и принес написанные им стихи. В поэтических строках боль за подрастающеее поколение, переживание за их нравственный облик, добрые советы от человека, которые знает, что в этой жизни достойно внимания, а что зыбко и мимолетно.
-Главное, о чем должен заботиьтся человек смолоду — это его доброе имя. Как говориться в русской пословице : «Береги честь смолоду, а платье снову», — размышляет Юсуп Гушакиевич. В жизни молодого человека ждут разные соблазны, кажется, что забавы юности не закончаться никогда. Но наступает момент, что ты стучишься в чужой двор, предлашаешь, условно говоря, людям свое родство, а шлейф твоих «добрых» дел рушат твои надежды на положительный ответ к нулю. И никто тут не виноват, кроме юноши самого.
Свой благой нрав, хороше воспитание юноша может провить просто сидя за рулем, считает он, упраляя автомобилем. На дороге тоже должен быть свой эздел. «Рискуют собственной жизнью, благополучием и безопасностью других участников движения, демонстрируют по отношению к ним откровенное пренебрежение, разве такое присуще ингушскому парню из хорошего дома», — говорит Юсуп Гушакиевич.
-Очень хотелось бы, чтобы наши парни и девушки не забывали к какой богатой и нравственно чистой культуре принадлежит наш народ и являлись бы достойными его предстаителями, где бы не оказывались, в какой бы уголок не занесла их судьба, — говорит старейшина. Такие обязательства налагает на нас и наша религия, и наши адаты.
Как уже было сказано, Юсуп Матиев является выходцом из древнего горного аула Харпа. Сейчас там никто не живет, но когда-то, до выселения это было довольно большое и известное в Горной Ингушетии село.
-Харп, Бейни, Кашети, Духаргашт лежат так близко, что мы перекликивались и слышали друг друга, — вспоминает Юсуп Матиев. Началом конца для аула, как жилого насленного пункта стала депортация. Именно тогда Харп обезлюдил. В год выселения я бл подростком лет десяти. Днем ранее мать с братом поехали во Владкавказ купить лошадь. Когда в дом рано утром постучались военные, чтобы забрать нас мы очень растерлялись: происходившее и так было страшным и угнетающим событием, а к тому же рядом не было мамы. Маму с братом выслали прямо с Владикавказа. Встретились мы с ними три года спустя. Все это время она искала нас и была на пути к нам. Выжить ей помогли те деньги, что она вязала с собой для покупки лошади. Вместе с нами она побыла лишь год. В 1948 году она умерла. Также в депортации мы потеряли брата и сестру.
Юсуп Гушакиевич, говорит, что целью тех, кто лишил нас родины, было желание уничтожить наш народ физически и морально. Но, трудности лишь сплотили людей, стали фоном на котором еще лучше проявились самые светлые строны нашего национального характера.
-Нас выручила сплоченность, взаимовыручка, готовность делиться с ближним последжним куском хлеба, — утверждает этот старешина. Столько благодродства, сострадания, умения сопереживать я видел в тех холодных и неуютных краях от своих соплеменников, что искренне берет гордость.
Вернувшись на Кавказ, Юсуп Гушакиевич работал на различных должностях в системе сельского хозяйства, на курорте «Армхи» долгое время проработал главным бухгалтером, в поисках работы возвращался в Казахстан, где у него живет сын.
Депортация случилась в жизни Юсупа Гушакиевича два раза. В 1992 году он во второй раз за свою жизнь лишился всего нажитого и привычного образа жизни. Когда случилась война в Пригородном районе он жил в поселке Южном, что под Владикавказом.
-Это было очень тягостное время. Мы ничего не успели с собой взять, даже документы там остались. Одно дело, когда тебе только о себе нужно беспокоиться, другое, когда на твоей отвественности семья. Но, Алллха нас не оставил. Мы справились и с этим испытанием.
В Карабулаке Юсуп Матиев живет с того самого злополучного 1992 года. Среди соседей и горожан он снискал славу доброго, отзывчивого и благородного человека.
-Нелья быть равнодушным, — говорит Юсуп Гушакиевич. Если будешь равнодушным к проблемам общества, к трудностям людей окружающих тебя, это вернется к тебе безразличием с их стороны. Нужно стараться быть полезным для родных, близких соседей и односельчан. Ведь Пророк (С.А.В.)не зря сказал, «Лучшие люди – это полезные».