Автор: Александр Маслов
Государственная дума РФ рассмотрела в первом чтении внесенный правительством РФ проект Федерального закона №489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий (в части повышения нормативного пенсионного возраста)».
Как отмечается в информации, опубликованной на официальном сайте высшего законодательного органа России, «реализация предлагаемых мер позволит ежегодно индексировать пенсии выше уровня инфляции при сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы Российской Федерации в целом».
За проголосовали 328 депутатов, против — 104, не участвовали в голосовании — 11, отсутствовали — 7. После этого принятый в первом чтении законопроект отправлен для внесения поправок в субъекты Федерации, второе чтение намечено на 24 сентября вместо первоначальной даты 18 августа, что дает возможность провести широкое обсуждение предлагаемых изменений всем российским обществом, а не только региональными органами власти.
Аргументы за повышение пенсионного возраста в нашей стране достаточно хорошо известны и, как правило, сводятся к следующим тезисам.
Первое
Снижение соотношения числа работающих к числу пенсионеров, что создает угрозу дальнейшего увеличения дефицита бюджета Пенсионного фонда и невозможности исполнения им в дальнейшем своих обязательств перед гражданами РФ, вышедшими на пенсию. Действительно, в ближайшие 5-7 лет на пенсию будет выходить последнее относительно многочисленное поколение родившихся в начале 60-х годов прошлого века («вторая волна» послевоенного «беби-бума»).
Сегодня в России, согласно официальным статистическим данным, примерно 38,4 млн пенсионеров по старости, из них 15,26 млн лиц старше пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) трудоустроены и получают зарплату дополнительно к пенсии. Количество работающих россиян составляло на 1 мая 2018 года 72,5 млн человек, то есть ниже пенсионного возраста — 57,24 млн.
Иными словами, реальное соотношение населения ниже/выше нынешней планки пенсионного возраста составляет даже не 2 к 1, а 1,5 к 1 (для сравнения, в 1970 году этот показатель равнялся 4 к 1). Альтернативой предложенному правительством повышению возраста выхода на пенсию здесь могут быть снижение реального размера пенсий, повышение налогов или увеличение размера «пенсионных» дотаций из федерального и региональных бюджетов.
У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы, но главной проблемой здесь является констатация «по умолчанию» того факта, что выплаты нынешним пенсионерам осуществляются за счет отчислений в ПФР пенсионеров будущих. То есть, по сути, никто из работающих граждан РФ себе на пенсию ничего на самом деле не откладывает и откладывать не может: ни сегодня, ни завтра. Его отчисления идут на покрытие текущих выплат, и тех тоже не хватает.
Никто этой темы почему-то не озвучивает, не объясняет причин сложившейся ситуации, корни которой уходят еще в «рыночные реформы» 90-х годов, со сменой форм собственности в результате нескольких волн приватизации и, соответственно, с переходом от государственно-бюджетной пенсионной системы к страховой. В результате эта «смысловая лакуна» остается незакрытой, что вызывает «нестыковку» между властью и обществом.
Второе
Повышение пенсионного возраста дает нашим согражданам старше 60/55 лет, чье здоровье и трудоспособность не сказываются на их профессиональных компетенциях, возможность продолжать выполнение работы с полной занятостью и соответствующей оплатой труда, что позволит увеличить размер пенсионных выплат после более позднего выхода на пенсию.
Рост средней ожидаемой продолжительности жизни в России сопровождается и увеличением периода активной трудоспособности. Именно поэтому сегодня во всем мире формируется новый «возрастной стандарт трудоспособности», включающий в себя более долгий «вступительный период» базового обучения и сохранение профессиональной активности до более поздних возрастов, т. е. «сдвиг вправо» по возрастной шкале.
При этом лица, у которых нет возможности продолжать полноценную трудовую деятельность, могут оформлять себе инвалидность с соответствующими пакетами социальных льгот. В данной связи очень важно прозвучавшее 19 июля в Госдуме заявление министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина о том, что занятость лиц «пограничных» возрастных категорий будет гарантирована государством, а на программы профессиональной переподготовки для тех лиц предпенсионного возраста, кому это окажется необходимо, будет выделено 5 млрд рублей.
Возможно, здесь решающим моментом может оказаться предоставление гражданам России права наследования «пенсионного капитала» — по аналогии с «материнским капиталом», поскольку в этом случае государство не будет изымать в свою пользу невыплаченные гражданину средства в случае его смерти, а передавать их его наследникам или по завещанию. Впоследствии стоит также рассмотреть возможность начисления пенсионных выплат гражданам России в зависимости от количества выращенных ими трудоспособных детей и размера их отчислений в ПФР.
Третье
Присоединение России к Конвенции МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» повышает требования к размеру получаемых пенсий — до 40% утраченного дохода (т. е. заработной платы). Сегодня средняя величина заработной платы в России составляет 35 843 рубля в месяц — следовательно, средняя пенсия должна составлять 14 337 рублей, а не нынешние 14 137 рублей.
Казалось бы, разница невелика, но на самом деле «цена вопроса» составляет 2400 рублей в год на человека, или 92 млрд рублей в год, и эта сумма будет только расти. Заявленное повышение размера ежемесячных пенсий на 1000 рублей за год начиная с 2019 года (т. е. примерно до 15 000 рублей в 2019 году и до 16 000 рублей в 2020 году) позволит решить эту проблему и обеспечить рост пенсионных выплат населению выше уровня инфляции.
Четвертое
Повышение пенсионного возраста будет проводиться поэтапно, впервые наши сограждане по новым правилам, т. е. позже 60/55 лет, начнут выходить на пенсию только в 2020 году, а с 65 лет — только мужчины 1963 года рождения в 2028 году, с 63 лет — только женщины 1971 года рождения в 2034 году.
Кроме того, эти правила не будут распространяться на те категории населения, для которых, согласно действующему законодательству, предусмотрены государственные льготы: многодетных матерей, военнослужащих, ликвидаторов, а для лиц, работающих в особых условиях (регионы Крайнего Севера, тяжелые и вредные производства и т. д.), возрастная планка выхода на пенсию будет повышаться пропорционально (60/58 лет вместо нынешних 55/50 лет).
При этом на положении нынешних пенсионеров эти изменения вообще не скажутся — напротив, им будут повышать пенсии в ускоренном режиме, о чем говорилось ранее.
Пятое
Выход России в пятерку ведущих экономик мира — а это общенациональная задача, поставленная президентом Путиным, — потребует значительного увеличения объема производимых в нашей стране товаров и услуг.
Для решения этой задачи, помимо технологических инноваций, необходимо и как минимум сохранение нынешнего уровня занятости населения, поскольку наличная российская инфраструктура вплотную подошла к «сервисному кризису», не преодолев который наша экономика будет просто не в состоянии развиваться.
А для этого необходимо определенного объема и качества «кадровое ядро», которое невозможно сохранить без продления активного трудоспособного возраста минимум 10 миллионов наших сограждан старших возрастов, получивших адекватное высшее, среднее специальное и среднее образование. Ни за счет миграции, ни за счет «поколения ЕГЭ» эту объективную «дыру», увы, не закрыть.
Конечно, этим людям необходимо предоставить адекватную их дополнительным трудовым затратам компенсацию. Формирование которой, видимо, и должно стать основным содержанием предстоящего обсуждения в регионах.
Источник: Федеральное агентство новостей