В разгар дачного сезона разбираемся, зачем нужны межевание, кадастровый учет и официальное оформление участка.
Сделать межевание на земельном участке, а заодно поставить его на учет необходимо, когда человек хочет продать, написать дарственную, завещать объект кому-либо, а также оформить на нее страхование, что облегчит процесс выплаты компенсаций.
Кроме прочего, это помогает решать спорные ситуации с соседями по поводу территории участка.
Как это сделать?
- Разберитесь с документами. Участок может либо стоять на учете, либо нет. Если на учете он не стоит, нужны документы, доказывающие, что участок вам принадлежит — например, старое свидетельство, а если раньше договор аренды заключался — графическая часть в нем, возможно, чеки о плате за счета, а также ваш паспорт и заявление. Тогда одновременно с межеванием потребуется постановка участка на учет. Чтобы сделать межевание и поставить дачный участок на учет, вам нужно обратиться к кадастровому инженеру.
- Зайдите на сайт Росреестра. Чтобы найти кадастрового инженера, нужно зайти на сайт Росреестра — там есть их список по регионам. Вы связываетесь с кадастровым инженером, назначаете встречу. Кадастровый инженер проверяет наличие документов, которые есть у вас, как собственника участка, составляет межевой план, то есть определяет границы участка, в которых он расположен. Готовый межевой план кадастровый инженер записывает на диск и передает заказчику, то есть вам. Часто собственники участка идут в МФЦ с диском, на котором записан межевой план, и всеми собранными документами. Там Вы заполняете заявление. Затем пакет документов отправляется в Росреестр. После того, как все будет готово, МФЦ пригласит вас снова, чтобы сообщить результаты — либо отказ, либо положительный результат. Скорее всего, в МФЦ придется сходить минимум два раза. Вся процедура займет не меньше семи рабочих дней: два дня обрабатывают заявление в МФЦ и пять рабочих дней ее обрабатывает Росреестр.
- А если нет времени, чтобы так долго оформлять? Если для вас поход в МФЦ — это долго, можно все сделать в пределах дома за компьютером при наличии интернета. Чтобы подать документы из дома, вам нужно оформить электронную подпись — своеобразный реквизит электронного документа, который равен обычной собственноручной подписи. После того, как вы оформите электронную подпись, нужно зайти на портал Росреестра, заполнить заявление, приложить документы, подписанные электронной подписью, и межевой план. После обработки заявки Росреестр направит вам ответ на электронную почту или почтовым отправлением в бумажном виде — в зависимости от того, как вы выберете. Постановка участка на учет в электронном виде займет всего 3 дня.
Электронные подписи можно использовать не только для постановки на учет садового участка, но и для того, чтобы зарегистрировать, например, права на квартиру, подать документы в иногородний ВУЗ, подать заявление в ЗАГС, оформить загранпаспорт или водительское удостоверение. А еще на государственные услуги в электронном виде предоставляется 30% скидка при уплате пошлины.