К периоду возведения боевых башен относится и появление на ингушской территории замковых сооружений и разного рода заградительных стен. Эти оборонительные комплексы возникли в тех же исторических условиях, что и боевые башни. Замки являются комбинированными сооружениями, состоящими из нескольких жилых, а нередко и двух-трех боевых башен. Уникальным объектом такого рода является башенный комплекс в селении Эрзи, еще в 20-х годах прошлого столетия состоявший из 16 боевых башен. Естественно, они сохраняют в себе характерные особенности как жилых, так и боевых башен. Исключением является один «замок» в с. Эгикал, состоявший почти из одних жилых, но хорошо укрепленных башен. Своеобразная бесплановость, как будто наблюдающаяся во внутреннем расположении замковых построек, имеет свое преимущество. Многочисленные углы, тупики, выступающие за общую линию, отдельные выступы стен, обусловленные особенностями рельефа местности, — все это улучшало систему обороны осажденных. Воздвигались «замки» по заранее обдуманному плану. Обыкновенно они сооружались на площадках, имеющих стратегическое значение. Это были или утесы, круто обрывающиеся с трех сторон или оконечности небольших горных кряжей, где подступы к воздвигнутому «замку» прикрывались двумя боевыми башнями. Нередко «замки» занимали огромную по местным масштабам площадь.
Так, например, «замок» Точиевых в с. Мецхал расположен на площади, равной 795 кв. м. Такой «замок», состоящий из шести жилых башен и одной боевой, мог вместить себя не одну семью, а целую фамилию с многочисленными родственниками. Великолепный башенный комплекс в с. Эрзи принадлежал 14 фамилиям — тейпам. Но замковое сооружение имело далеко не каждое горное селение. Видное место среди архитектурных объектов горной Ингушетии занимают памятники погребального характера. Они делятся на три вида: подземные, полуподземные и наземные склепы. Наиболее типичными и лучше изученными являются склепы у селений Шоан и Салги. За исключением Биштовского, обычно один и тот же могильник содержит как подземные, так и полуподземные склепы. Подземные склепы отличаются от полуподземных только тем, что они совершенно скрыты в земле, тогда как вторые своей фасадной стеной выступают из земли (обычно по склону).
Сложены они были из дикого местного камня. Длина подобных склепов колебалась от 2,5 до 4 м, ширина — от 1,5 до 2 м, при высоте более 1 м. Средняя площадь — 6-8 кв. м. Входом в такой склеп служило квадратное отверстие (лаз) в фасадной стене со сторонами размером около 0,5 м. Через такие лазы втаскивались покойники.
Надземный склеп близ селения Лежг. Фото В .В. Дерябина, 1963 г.
Почти все подобные склепы оказываются уже ограбленными, поэтому довольно трудно восстановить картину их первоначального состояния, тем более что природа в свою очередь довершила то, что не было окончательно разрушено и похищено человеком. От всех истлевших костяков остались лишь плохо сохранившиеся черепа. Как подземные, так и полуподземные склепы являются коллективными усыпальницами, содержащими нередко от одного до трех десятков костяков, при которых в большинстве случаев сохранился кое-какой могильный инвентарь. Что же представляет собою содержимое этих погребальных сооружений? Обычный инвентарь этих погребений составляли предметы быта, оружие, украшения.
Они и могут служить серьезным основанием для датировки самих склепов, но в данном материале мы не будем углубляться в этот вопрос. Успешно проследил эволюцию горских архитектурных форм Л. П. Семенов, установивший, что «ступенчатое построение кровли надземных памятников, связано с аналогичным устройством более древних местных памятников — подземных склепов, из которых впоследствии развились полуподземные и еще позже — надземные склепы». Надземные двускатные ступенчатые склепы предшествовали надземным четырехгранным склепам и боевым башням со ступенчатой крышей. Последние и завершают развитие местной архитектуры. В связи с обсуждаемым вопросом о возникновении склеповых сооружений на Северном Кавказе, рассмотрим причины, вызвавших их к жизни. Многими авторами, изучающими древние культуры Кавказа, неоднократно подчеркивалась специфика местных условий, прежде всего каменистость почвы, острый недостаток земли, что заставляло жителей каждый мало-мальски сносный земельный участок использовать под пашню, а не под кладбище. И это вполне естественно.
С возрастающей плотностью населения в ту эпоху эти местные особенности должны были сказываться все острее. Они и породили сооружение именно надземных склепов в несколько ярусов, служившим местом последнего упокоения целым фамилиям горцев, состоящим из нескольких десятков человек, умещавшимся на 9-10 кв. м. Такой способ захоронения умерших значительно экономил земельную площадь, в которой жители в то время ощущали особо острую нужду. Обычно склепы располагались на непригодных для пахоты участках. Они были вызваны к жизни в первую очередь невероятной земельной теснотой в горах.
Склеп у селения Харпе
Какими-либо религиозными мотивами, скажем, влиянием зороастризма, о чем в свое время говорили некоторые ученые, или культом мертвых, появление многоярусных надземных склепов не объяснишь. В стенах склепов нередко встречаются маленькие квадратные сквозные отверстия, обеспечивающие вентиляцию.
Высокогорный сухой воздух на высоте около 1000-1800 м над уровнем моря чрезвычайно способствовал естественной мумификации трупов. Использование надземных склепов в горах Ингушетии практиковалось до 18 века включительно, а в отдельных случаях — даже в начале 19 века. Только распространение ислама, которое строго требовало погребать мусульман в отдельных грунтовых могилах, окончательно положило конец строительству ингушских погребальных сооружений.
Фариза Кариева