Прежде всего, право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, закреплено в Основном Законе Российской Федерации (ст. 33, ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации).
Основной задачей проведения личного приема граждан является реализация прав граждан, пришедших на личный прием в любые органы государственной власти и местного самоуправления, а также в органы прокуратуры, получить ответы от уполномоченных лиц, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов.
Работа, направленная на обеспечение личного приема граждан занимает важное место в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, она позволяет изучать общественное мнение, предупреждать и пресекать правонарушения в различных сферах правоотношений. В ходе личного приема обеспечивается правовое просвещение населения о видах нарушений законодательства, о компетенции различных правоохранительных и контролирующих органов.
Реализуя свое право на обращение, гражданин вправе обратиться на прием к должностному лицу лично или через своего представителя, а также в случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, может получить ответ на обращение устно в ходе личного приема. В необходимых случаях гражданин вправе получить устные разъяснения действующего законодательства, а также разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обращаться. Также заявитель вправе потребовать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В последнее время граждане все чаще изъявляют желание использовать в ходе личного приема различные технические устройства, посредством которых можно закрепить полученную в ходе приема информацию для использования в своих целях. Не всегда их интересует вопрос о соблюдении закона и прав других граждан при осуществлении фиксации беседы на фото, аудио, видео аппаратуру, при этом, как правило, идет ссылка на Конституцию РФ, на законодательство об информации, информационных технологиях и о защите информации, на иные федеральные законы гарантирующие гражданам доступ к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Попробуем вникнуть в суть вопроса. Так, принцип гласности и открытости в деятельности органов государственной власти закреплен в ряде нормативных правовых актов. Деятельность государственных органов и их должностных лиц осуществляется открыто, что выражается в том числе: в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан. Обязанность обеспечивать доступ к информации о своей деятельности (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, сети «Интернет») возложена Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон об информации) на сами государственные органы. Гражданам предоставляется возможность получать информацию о деятельности государственного органа как субъекта правовых отношений, а не о деятельности его отдельного должностного лица.
Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений, может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения (ч.1 ст. 5 Закона об информации). Однако обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц.
Граждане могут фотографировать и снимать на видеокамеру: пресс- конференции (если организаторы не запрещают видеосъемку); участников демонстраций, акций протеста, выступающих на этих мероприятиях; участников происшествий и столкновений; любых людей, случайно попавших в кадр при съемке всего вышеперечисленного (когда съемка таких людей не является целью), если человек не возражает (не закрывается руками, не протестует иным образом) или прямо соглашается на видеосъемку.
При решении вопроса о возможности и порядке проведения фото- и видеосъемки следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина, с одной стороны, на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, а с другой — на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также на охрану своего изображения.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, учитывая требования гражданского законодательства, а также в силу сложившейся судебной практики — фото, аудио, видеофиксация гражданина без его согласия, обнародование и использование его изображения допустимо, когда имеет место публичный интерес, в частности, если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), и обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым.
Учитывая обязательность соблюдения конституционных прав каждого гражданина, обратимся по интересующему вопросу к Федеральному закону от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 59-ФЗ), которым непосредственно определен порядок рассмотрения обращений и организации личного приема граждан, однако им не предоставлено право и не определен порядок использования гражданами средств фото и видеофиксации в ходе проведения приема.
При этом каждым органом государственной власти и местного самоуправления для своих подчиненных работников может быть установлен порядок, обеспечивающий реализацию права гражданина на фото и видеосъемку в месте проведения приема заявителей ими самостоятельно либо самим органом.
Например, в целях установления в органах прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан Российской Федерации приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45 утверждена и введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее — Инструкция). Разделом 7 Инструкции определены основные требования организации приема заявителей в органах прокуратуры, однако действующий порядок не предусматривает фиксацию посетителем с помощью фото, аудио, видео записывающей аппаратуры хода личного приема.
Осуществляя личный прием граждан, работник государственных органов, органов местного самоуправления или органов прокуратуры не всегда является публичной фигурой в вышеприведенном смысле, а обнародование и использование его изображения осуществляется не в связи с политической или общественной дискуссией и интерес к данному лицу не является общественно значимым, что не допускает возможность фото- и видеофиксации изображения должностного лица без его согласия.
С учетом изложенного, отвечая на вопрос, возможна ли фото, аудио, видеофиксация гражданином, обратившимся на личный прием к должностному лицу, беседы, однозначно можно сказать, что возможна, но лишь с согласия этого должностного лица.
Помощник прокурора города Л.М. Гарбакова