В последнее время активизировались телефонные мошенники, которые звонят с поддельных банковских номеров, представляются банковскими служащими и пытаются выведать персональные данные у пользователей банковских карт.

Как вести себя, в случае получения подобных звонков и о чем категорически нельзя сообщать таким «банковским сотрудникам»? На эти и другие вопросы отвечает руководитель Отделения-Национального банка по Республике Ингушетия Магомед-Бек Ужахов.

— Магомед-Бек Магомедович, сотрудники вашего Отделения уже не раз предупреждали в различных СМИ о кибермошенниках. О злоумышленниках, которые используют для достижения своих преступных целей различные технические средства, компьютерные технологии и интернет.

Телефонные мошенники – это новая категория мошенничества?

Скорее, речь идет о совмещении технических достижений с методами социальной инженерии. Аферисты научились с помощью IP-телефонии и специальных программ подменять официальные номера банков. Через социальные сети и фишинговые сайты они заранее находят номера телефонов и даже имена и фамилии клиентов. Получая звонок якобы с номера банка, люди не ожидают подвоха, начинают отвечать на вопросы и очень часто выдают всю важную информацию аферистам.

Как не доверять звонящему, если фоном звучит шум оживленного колл-центра, к вам обращаются по имени-отчеству и хорошо поставленным голосом руководят вашими действиями? Задача мошенников – выведать данные вашей банковской карты и другую конфиденциальную информацию, необходимую для того, чтобы беспрепятственно добраться до ваших сбережений.

— Что может заставить человека так просто выдать информацию о своей банковской карте? Ведь нередко жертвами мошенников становятся молодые люди, которые в курсе подобных проделок и уверены, что уж они-то никогда не попадутся.

Неверно полагать, что на уловки мошенников «клюет» какая-то определенная категория граждан. В числе пострадавших могут оказаться и молодые, и пенсионеры. Я сам нередко слышу от своих коллег истории о том, как их пытались провести мошенники, как сумели обмануть их родственников или друзей. Никто не застрахован от того, что им позвонит мошенник.

Аферисты обычно используют в своих целях обычные человеческие слабости. Представьте себе такой звонок в выходной день рано утром. Вы еще не успели до конца проснуться, а на другом конце провода обеспокоенным голосом сообщают, что по вашей карте в данный момент идет подозрительная активность. И ее срочно надо остановить, иначе деньги перечислятся на другой счет. Для этого необходимо сообщить данные карты, пин-код или смс-пароль. А представьте, что накануне вам перечислили зарплату? Очень часто в такой ситуации человек в своих действиях руководствуется эмоциями, а не разумом. На это и рассчитывают аферисты.

— Как действуют мошенники, мы теперь знаем. Давайте поговорим о том, что в таких случаях должны делать пользователи банковских карт? Как отличить настоящий звонок из банка от мошеннического? Как не попасть в ловушку телефонных аферистов?

Запомните одну простую вещь — ни один настоящий сотрудник банка не станет звонить вам и спрашивать ваши персональные данные или данные вашей банковской карты: пин-код, код CVC — три последние цифры на обороте карты и коды-пароли из смс. Вся необходимая информация о вашем счете в банке есть.

Стало быть, если вам позвонили, представились сотрудником банка и начали задавать подобные вопросы – этот звонок от мошенников.

Исключение, если вы сами позвонили в банк. В этом случае у вас могут спросить кодовое слово, которое вы сами указали при открытии счета.

— Что делать, если звонок все же поступил?

Выслушайте внимательно, уточните фамилию и должность того, кто вам звонит. Скажите, что перезвоните ему сами. Затем наберите вручную номер того банка, в котором вы обслуживаетесь (он есть на оборотной стороне банковской карты, но можно его хранить и в телефонных контактах). Спросите уже у настоящих банковских сотрудников, существует ли какая-то проблема с вашим счетом или картой? Непременно расскажите о подозрительном звонке, о том, с какого номера поступил звонок и о содержании разговора.

— А чего не стоит делать, если вам звонят мошенники?

Главное, не спешить и не паниковать. Не отвечать на вопросы о персональных данных. Если вы получили смс о блокировке карты, ни в коем случае не перезванивайте на номер, с которого пришло сообщение (даже если он будет совпадать с номером вашего банка). Лучше всего, как уже было сказано, набрать номер в ручном режиме и перезвонить. Не переходите по ссылкам в смс-сообщениях и электронных письмах. Звоните сами, объясняйте суть дела и выясняйте, действительно ли у вас есть проблемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *