В Российской Федерации ежегодно отмечается рост числа атак на клиентов банков, частые звонки с незнакомых номеров связаны в том числе с развитием информационных и телекоммуникационных технологий. Все больше потребителей совершают покупки онлайн, расплачиваются картой и меньше пользуются банкоматом и наличными денежными средствами
При этом появляются новые схемы мошенничества, которые не требуют особой квалификации или вложений средств. Например, распространенный способ — звонки от якобы сотрудников банка с просьбой перевести деньги на защитный счет, чтобы их сохранить. В настоящее время увеличивается розничная торговля в режиме онлайн. Отличительная черта этого вида мошенничества – низкая цена на определенный товар и отсутствие фактического адреса или телефона продавца. В этом случае предлагается подделка, некачественный товар либо деньги покупателей просто присваиваются, а товар не доставляется.
Так, чтобы не стать жертвой мошенников необходимо соблюдать правила цифровой или компьютерной гигиены, сохранять бдительность, использовать сложные и разные пароли: сочетание цифр, строчных и заглавных букв. Это усложнит злоумышленникам доступ к вашей информации.
Кроме того, при оплате товаров или услуг с помощью электронных средств платежа необходимо соблюдать следующие правила: не использовать подозрительные Интернет-сайты, подключить Интернет-банк и СМС-оповещение, не сообщать данные своей карты другим людям, в том числе банковским служащим, работникам интернет-магазинов, при возможности открыть отдельную карту, на которой хранить определенную сумму денежных средств для осуществления безналичных платежей.
Основная задача граждан при принятии решения о приобретении товара через Интернет-магазин, поступлении посредством сотовой связи просьбы об оказания помощи в связи с непредвиденными обстоятельствами, сложившимися с их родственниками, быть осмотрительными и проверить доступным способом поступающую информацию, прежде чем перечислять денежные средства в адрес злоумышленников, которые специально во время телефонных переговоров создают напряженную атмосферу и торопят гражданина с принятием решения о срочном переводе денег для решения той или иной проблемы.
За мошенничество с использованием электронных средств предусмотрена уголовная ответственность. Так, уголовная ответственность предусмотрена по статье 159.3 Уголовного кодекса за мошенничество с использованием электронных средств платежа. Электронное средство платежа согласно Федеральному закону от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» признается средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Также предусмотрена уголовная ответственность за мошенничество в сфере компьютерной информации, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации либо иного вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно-телекоммуникационных сетей (статья 159.6 Уголовного кодекса РФ).
В зависимости от тяжести совершенного преступления Уголовным кодексом Российской Федерации за преступления, связанные с указанными видами мошеннических действий, предусмотрено наказание в виде штрафа, обязательных, исправительных и принудительных работ, либо лишением свободы до шести лет.

Помощник прокурора города Т.А. Бекботов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *