В июле 2020 года Владимир Путин поддержал инициативу уполномоченного по правам ребенка Анны Кузнецовой, подписав закон об укреплении воспитательной составляющей в системе образования
Закон вступил в силу с 1 сентября текущего года. Он содержит определение понятия «воспитание» и раскрывает механизм организации воспитательной работы в школах. С этой осени воспитание детей и молодежи является обязательной частью образовательного процесса. Также в школьную программу планируют ввести новую дисциплину – семьеведение.
Детский омбудсмен отметила, что вступивший в силу закон может решить такую острую проблему, как, например, буллинг. По ее словам, более половины детей в стране сталкивались с травлей, при этом треть из них не рассказывает об этом.
«Я думаю, сегодня в помощь решения этой проблемы будет закон о воспитании, который инициирован президентом. Это подразумевает, что школьная жизнь должна быть наполнена не только стремлением сдать ЕГЭ на 100 баллов, но и чтобы она стала более комфортной, принимающей и человечной. Ведь образование – это и обучение, и воспитание. Здесь нужно единство и школы, и семьи, чтобы мы достигли главного результата – не 100 баллов по экзамену, а счастье ребенка, чтобы он рос гармоничной личностью», — сказала Анна Кузнецова.
В последние годы факты психологического насилия в учебных коллективах становятся все более частым явлением. К сожалению, учителя и администрации учебных заведений «закрывают глаза» на такие ситуации. По большей части из-за отсутствия понимания, как с подобными явлениями работать. Усилия родителей без поддержки со стороны педколлективов в большинстве случаев оказываются тщетными. Самой ужасной ошибкой со стороны взрослых в такой ситуации становится то, что ребенка, ставшего объектом травли, не просто оставляют один на один с проблемой, но и выставляют его самого виновником происходящего. Для начала важно понять, что травля – это психологическое насилие членов коллектива над одним или несколькими другими членами. Простая непопулярность ребёнка в среде сверстников, отсутствие к нему интереса, игнорирование в общении не является формой насилия. Травля — это именно постоянно повторяющийся в разных видах акт агрессии. Психологическое насилие в учебных коллектива достаточно хорошо исследовано в зарубежных странах и получило название — буллинг.
«Объектом травли в коллективе может стать практически любой ребёнок. Вовсе не обязательно это будет физически слабый «ботаник-зубрила». В моей практике такими объектами были дети из неблагополучных семей и дети с инвалидностью, и даже дети из вполне обеспеченной семьи. Учитывая наш менталитет, наши традиции и законы, мы должны уже в раннем возрасте доводить до наших детей, что буллинг это вред. И то, что Анна Юрьевна вышла с таким предложением, это очень важно и ценно для детей родителей, а также педколлективов. Ещё в 2017 году мною было внесено предложение о внесении в школьную программу предмет семьеведение. Надеюсь, что все выразят поддержку инициатив главного детского омбудсмена страны» — отметила Уполномоченный по правам ребенка в Республике Ингушетия Зарема Чахкиева.