Правительством Российской Федерации в связи с неблагоприятными экономическими условиями ведения бизнеса 10.03.2022 принято постановление № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336), которым большинство плановых проверок, контрольных мероприятий отменены, внеплановые – ограничены, действия ограничительных мер распространены и на 2023 год.

Обойти мораторий посредством инициирования административного расследования, непосредственного обнаружения, правонарушения, влекущих составление протоколов о привлечении к административной ответственности невозможно, потому что установлен запрет на применение мер административной ответственности в отношении хозяйствующего субъекта, если нарушение обязательных требований выявлено вне рамок проведения государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Проведение внеплановых мероприятий допускается только по согласованию с органами прокуратуры при угрозе жизни, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера, по решению налоговых органов по проверкам применения контрольно-кассовой техники, по жалобам граждан о восстановлении их жилищных прав в рамках жилищного надзора и лицензионного контроля.

Без согласования с органами прокуратуры допускается проведение внеплановых мероприятий только по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, требованию прокурора.

Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 06.04.2022, Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 25.07.2022, административная нагрузка на бизнес смягчена, введены дополнительные меры защиты бизнеса при проверках в рамках государственного и муниципального контроля.

Так, в соответствии с ч.ч. 5, 6 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (ее частью) КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, то назначается административное наказание как за совершение одного правонарушения. Если ответственность за совершенные нарушения установлена двумя и более статьями (их частями) КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, то применяется более строгое административное наказание.

Согласно нововведениям, юридическое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности, если за, то же правонарушение к административной ответственности привлекли его должностное лицо, при условии, что хозяйствующим субъектом приняты все предусмотренные законодательством меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность (ч.ч. 4, 5 ст. 2.1 КоАП РФ).

С 25 июля 2022 года действуют дополнительные условия защиты бизнеса при проверках контрольно-надзорных органов.

Так, на основании ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ должностные лица контролирующих органов вправе возбудить дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов.

При этом дело об административном правонарушении может быть возбуждено до оформления результатов контрольного мероприятия, проверки в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, однако о данных случаях должностные лица контролирующих органов уведомляют органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов с момента составления протокола.

Также ч.ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ предусмотрена возможность уплаты административного штрафа в размере половины назначенной суммы за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа. При направлении постановлений о назначении административного наказания почтой указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности.

 

 

Помощник прокурора города                                                             Т.А. Бекботов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *