Обеспечение рационального питания школьника – одно из ведущих условий правильного гармоничного развития. Школьный период, охватывающий возраст от 7 до 17 лет, характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельностью эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с окончательным созреванием и формирование человека.
К особенностям этого возрастного периода относится также значительное умственное напряжение учащихся в связи с ростом потока информации, усложнением школьных программ, сочетания занятий с дополнительными нагрузками (факультативные занятия, кружки, домашние задания).
В последние годы появилось много новых научных исследований, демонстрирующих влияние питания на работу мозга и состояние ЦНС человека. Для общей детской популяции РФ более характерен дефицит отдельных минералов и витаминов, связанный с неправильным или неадекватным питанием.
К настоящему времени сложилось мнение, что для развития ребенка необходимы все питательные вещества, однако некоторые микронутриенты особенно важны для формирования мозга. К таким микронутриентам относятся: железо, цинк, медь, холин, длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты (ДПНЖК). Недостаток этих нутриентов вызывает изменение нейроанатомии, нейрохимические и нейрофизиологические нарушения.
Железо является важным элементом, необходимым для базовых процессов в организме человека.
Цинк является фактором целого ряда важнейших ферментов, участвующих в метаболизме белка и нуклеиновых кислот.
Холин:
- входит в состав большинства клеточных мембран в организме человека;
- является источником для синтеза некоторых молекул;
- необходим для процессов ДНК.
- Длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты:
- влияют на свойства клеточной мембраны;
- необходимы для синтеза новых клеток и их мембран;
- составляют 50% всех жирных кислот в мембранах.
Характер питания школьника влияет на работоспособность головного мозга
Наличие в рационе питания таких продуктов, как морская рыба, яйца, орехи, злаки обеспечивают полноценное питание, улучшают работу головного мозга в целом.
Сахар однозначно полезен для мозга, но только при употреблении в умеренных количествах. При чрезмерном употреблении лакомств существует высокая вероятность нанести вред организму. Избыточный сахар преобразуется в жиры и начинает откладываться в жировой клетчатке, а это приводит к появлению излишнего веса.
Если моносахарид своевременно не выводится из организма, то он продолжает циркуляцию по крови и повреждает стенки кровеносных сосудов. Моносахарид приводит к повышению артериального давления, что не лучшим образом сказывается на интеллекте; способствует потере эластичности артерий и тем самым препятствует поступлению крови в мозг; утолщает стенки сонной артерии, что является одной из причин утраты памяти и познавательной функции в преклоном возрасте.
Продуктов, обеспечивающих полноценное питание, улучшающих кровообращение и работу мозга в целом довольно много: морепродукты, молоко, зеленые и листовые овощи, розмарин, брокколи, авокадо, зелень, ягоды, масла, горький шоколад, куркума, карри, имбирь, лимон, чеснок, кофе, чай, вода.
Желаем Вам успешного учебного года! Будьте здоровы!
Врач – терапевт И.М. Кациева