В марте этого года президент страны подписал Закон о кредитных каникулах для пострадавших из-за пандемии COVID-19. Документ даёт право гражданам, которые решили воспользоваться правом на отсрочку, в течение 90 дней собрать и направить кредитору документы, подтверждающие снижение дохода. Плюс еще 30 дней, если какие-то непредвиденные обстоятельства помешали это сделать в срок.

Таким образом те, кто обращался за кредитными каникулами в апреле – к августу должны были направить кредиторам все необходимые документы, иначе каникулы бы отменялись.

Всего за все время действия государственной программы банки получили более 380 тыс. заявлений на предоставление кредитных каникул. Но к 9 сентября, по данным Банка России, только системно значимые кредитные организации аннулировали более 23 тыс. запросов на общую сумму свыше 8,2 млрд рублей.

Заёмщикам, которые так и не смогли подтвердить падение своего дохода, грозит начисление выплат за все пропущенные месяцы, пени и ухудшение кредитной истории.

Почему такое произошло?

Прокомментировать ситуацию мы попросили руководителя Отделения-Национальный банк по Республике Ингушетия Магомед-Бека Ужахова.

Проблема в том, что заемщики в течение оговоренных в законе 120 дней не подтвердили свое право на льготу. Еще в июне регулятор рекомендовал финансовым организациям доходчиво объяснять клиентам, что от них требуется. Как следует из отчетности банков, они связывались с заемщиками, спрашивали подробности их жизненной ситуации, напоминали о сроках подачи подтверждающих документов. Объясняли, что кредитные каникулы — это не списание долга, а лишь временная отсрочка, право на которую заемщику следует подтвердить, предоставив необходимые документы в банк.

Если заемщик не мог подтвердить снижение своего дохода на 30% из-за факторов, вызванныхэпидемией коронавируса, банки предлагали воспользоваться собственными программамиреструктуризации, чтобы избежать просрочек и штрафов. Однако не все граждане, у которых возникли сложности с выплатой долга, своевременно связались со своими кредиторами для решения проблемы. А если за установленный период документы не предоставлены, то льгота отменяется. Теперь банки имеют право потребовать от своих клиентов погашения просроченных платежей, иначе будут начисленыпени, а информация о просрочке поступит в Бюро кредитных историй. Всё это в свою очередь ухудшит кредитную историю клиентов и усложнит в дальнейшем процедуру займа.  Но чтобы этого не случилось, всем заемщикам, которые имеют право на кредитные каникулы,необходимо срочно известить своих кредиторов о сложной ситуации и вместе найти  подходящие варианты выхода из создавшегося положения.

На сегодняшний день банки в большинстве случаев идут навстречу своим клиентам, чтобы количество аннулированных кредитных каникул не увеличивалось. Одни из них осознанно не отказывают гражданам в кредитных каникулах, учитывая, что заемщик не всегда мог правильно рассчитать процент снижения дохода и невольно допускал ошибки. Другие банки льготу аннулировали, но не начисляли заемщикам пени и штрафы. Есть и такие заемщики, которым банки переоформили кредитные каникулы на реструктуризацию по собственным программам с приемлемым графиком платежей. Все эти меры говорят о клиентоориентированности российских коммерческих банков.

Банк России в свою очередь продолжает мониторить ситуацию.
А пока финансовым организациям рекомендовано приложить все усилия для своевременной связи с заёмщиком, выяснять все обстоятельства и ситуацию каждого конкретного гражданина и только потом принимать окончательное решение. Но и клиенты банков должны помнить, что намеренное неисполнение взятых на себя долговых обязательств впоследствии может обернуться серьезными проблемами для кредитной истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *