Вакцинация и ислам.

Нет блага в том поклонении, в котором нет знания, и нет блага в том знании, в котором нет правильного понимания

‘Али ибн Абу Талиб

Писать на темы, затрагивающие религию, всегда непросто. Но мы попробуем, ведь отказ от вакцинации по «религиозным причинам» встречается достаточно часто, в том числе у мусульман.

Во времена Пророка Мухаммада  вакцинации не существовало, а значит явного запрета или же явного одобрения прививок ни в Коране, ни в Пречистой сунне нет. Это становится причиной разных трактовок в мусульманской богословской среде, часть из которых, к сожалению, является спекуляцией.

В исламе принято обращаться к специалистам для понимания сути вопроса.

Относительно каждого раздела знания следует спрашивать специалистов в этой области” (См. “Лятаиф аль-ишарат” 1/94)
имам Малик

У каждой науки есть свои мужи, к которым следует обращаться
(См. “аль-Мукъаддима” 436, “Фатх аль-мугъис” 1/220)
Ибн Хальдун и ас-Сахауи

То есть о вакцинации должен говорить учёный в области медицины (врач), но никак не те, кто не имеет понятия о научной стороне вопроса.

Поэтому ученые в области религии, которые влияют на решения людей, не просто высказывают своё мнение, а сначала разбираются в вопросе с медицинской точки зрения, обращаясь к врачам, и только после этого могут «выносить вердикт» (то есть фетву).

Противники вакцинации утверждают, что таких влиятельных людей могут просто вводить в заблуждение, ведь уровень подготовки врачей в вопросах вакцинации низкий, а фармацевтические компании всё скрывают. Но доводы эти совершенно несостоятельны и мы попробуем разобраться, почему.

Какие аргументы приводят те, кто против вакцинации? И как можно прокомментировать их с точки зрения современной науки?

Прививки – противоречие предопределению Аллаха
Ведь лишь от воли Всевышнего зависит, заболеет ли кто-либо из людей определенным заболеванием или нет. Прививки — вмешательство в его волю.

Комментарий
Предопределение не подразумевает, что нужно сидеть и ничего не делать. Посланник Всевышнего  наставлял: «Каждый из вас является пастухом. И каждый будет спрошен за свою паству» (Бухари).

Данный хадис говорит о том, что человек в Судный день будет отвечать за свои земные деяния перед своим Создателем, в том числе и за бездействие, которое оправдывается лишь упованием на Аллаха.

«Сначала привяжи верблюда, а потом уже уповай [на Аллаха]» (Тирмизи, «Кыйямат», 60).

Утверждение о том, что нечто изобретенное человеком (в частности, вакцинация) нарушает предопределение, очень провокационное. Обратимся к истории одного из праведных Халифов — Умара ибн аль-Хаттаба.

В 18 году хиджры ‘Умар вместе с группой соратников отправился в Шам (местность в районе современной Сирии). Повстречавшиеся ему на пути люди оповестили о том, что в Шаме стремительно распространяется эпидемия чумы и, говоря современным языком, на этой территории вводится карантин. Он решил посоветоваться со своими спутниками о необходимости продолжения пути. Мнения разделились, но решено было все же возвратиться обратно. Тогда некоторые возразили: «Ты хочешь убежать от того, что уже определил Всевышний?!»
На что ‘Умар ответил«Мы убегаем от одного, определенного Богом, к другому, определенному Им же».

У меня много маленьких пациентов из мусульманских семей. Работая с ними, понимаешь, что их решение о вакцинации во многом зависит от муллы или от главного человека в общине. У меня был случай, когда один приход привился у меня целиком в один день, потому что мулла сказал, что надо сделать детям прививки от кори.
Страх перед процедурой может быть по разным причинам. У женщин — страх перед супругом. Страх пойти против духовного наставника, страх вмешаться в предопределение Господа — широко распространены. Я обычно говорю, что если бы Богу не было угодно, то ребенок ко мне на прием не попал. Вот и договариваемся лекарства давать вместе с молитвой, и, если Богу угодно, чтобы лекарство подействовало, оно подействует.

Карина Наумова

Лечиться, принимать лекарство можно только, когда болезнь наступила. Вакцинация — это прием «лекарства» еще до болезни

Комментарий
Многие хадисы говорят о том, что если знаешь о риске и можешь его минимизировать, то нужно это сделать:

Пророк  разрешил искать защиты от заразных болезней
Ибн Аль-Каим

Убегай от прокаженного, как убегают ото льва
Передал Абу Хурайра

Когда вы услышите об эпидемии чумы в какой – либо земле, не посещайте это место, а если чума появилась в местности, где вы находились, не уезжайте оттуда
Передал Усама ибн Зайд

Обратите внимание, что в последнем хадисе речь идет не только о снижении риска для себя, но и для окружающих, чтобы избежать риска распространения болезни. А вакцинация — не что иное, как современный способ сокращения такого риска.

Немногие знают, что одними из первых внедрять вакцинопрофилактику начали именно мусульмане. Например, исламский учёный Абу Бакр Ар-Рази одним из первых предположил инфекционную природу оспы и кори и ввел практику прививания жидкостью из пузырьков больных легкой формой оспы.

Прививки могут нанести вред здоровью
В хадисе Посланника Аллаха  говорится: «Нельзя причинять вред ни себе, ни людям» (Ибн Маджа, Ахмад). Из этого утверждения делается вывод, что если у прививки может быть побочный эффект, то она не должна быть применена, а если в прививке больше вреда, чем пользы — она запрещена (харам).

Комментарий
Если в какой-то прививке будет больше вреда, чем пользы для конкретного человека, то ее ему не сделают. Это называется противопоказание к вакцинации. При наличии противопоказаний вакцинацию либо отменяют вообще, либо откладывают до момента, когда она станет безопасной. Медицина и религия едины в своем намерении «Не навреди».

Вакцинация, как и любое вмешательство, несет определенный риск реакций и осложнений, частота которых известна и несоизмерима с вредом от болезней. Прививка по своему определению — меньшее из зол в сравнении с болезнью.

Вероятность негативных последствий есть у любого действия, и в том числе у бездействия. Не сделать прививку и подвергнуть риску неблагоприятных последствий болезни — что это, если не нанесение вреда?

Отдельно стоит упомянуть вещества, входящие в состав вакцин, которые преподносятся как токсичные и демонизируются (гидроксид и фосфат алюминия, мертиолят, полисорбат, формальдегид и т.д.). Тут хочется напомнить о токсикологии и ее главном принципе — все яд, важна лишь дозаСледовые концентрации компонентов, применявшихся в процессе производства или крошечные дозы нужных в составе вакцин консервантов, стабилизаторов и адъювантов, не являются токсичными. Некоторые компоненты вакцин могут вызывать аллергическую или даже анафилактическую реакцию, но это не делает их более опасными, чем, скажем, пищевые продукты. Вероятность анафилаксии равнозначна, а страх перед вакцинами искусственно раздут.

Я живу и работаю в регионе, где большая часть населения мусульмане. И очень часто сталкиваюсь с отказом родителей от вакцинации по религиозным причинам. К огромному сожалению, иногда сталкиваюсь и с последствиями таких отказов.
Из последнего:
— ребенок с тяжелыми последствиями пневмококкового менингита
— ребенок с невротическим кашлем и страхами, сформировавшимися на фоне длительного мучительного кашля после коклюша.
Многие родители-мусульмане даже не хотят слышать о прививках. На мой взгляд, это нежелание и категорический отказ связаны с элементарным дефицитом информации и знаний в этом вопросе. Ведь большинство этих людей и не интересовались, не изучали эту тему, а ориентируются просто на то, что «кто-то сказал, что прививки в исламе запрещены». Между тем такого запрета в исламе нет. Медицина всегда приветствуется в исламе. Всевышний велел ценить и беречь Жизнь и Здоровье, которое он даровал, а не просто бездействовать и уповать на волю Аллаха.
Мы убегаем от дикого зверя, прячемся от молнии, защищая свою жизнь. Это нормально. Мы моем руки, защищаясь от грязи и болезней. Это нормально. И мы должны прививать своих детей, чтобы защитить их от опасных, смертельных заболеваний. Это тоже нормально.
К сожалению, дети, независимо от религиозной принадлежности, не имеют специальной дополнительной божественной защиты от инфекций, они болеют и иногда умирают. И они должны быть защищены от того, от чего защита существует. Пожалуйста, давайте, уповая на волю Всевышнего, мы и сами будем максимально делать то, что возможно, а не просто стоять в стороне.
Огромную роль в этом вопросе играет просвещение. Причём просвещение должно быть двусторонним. С одной стороны, просветительской деятельностью должны заниматься врачи, которые должны предоставлять современную, адекватную и полную информацию о прививках. С другой стороны, очень хорошо, чтобы к этой просветительской деятельности присоединились духовные лидеры, которые объяснили бы религиозные аспекты этого вопроса и повысили степень доверия врачам. Лично я уже обратилась с такой инициативой к местному духовенству, и мне пообещали поддержку. Очень надеюсь, что в ближайшее время эта ситуация начнёт меняться.

Нуржан Азаматова

Прививки бесполезны
Якобы часть ученых ислама утверждает, что прививки не только несут риск для здоровья, но и не имеют никакой пользы. По их мнению, победить различные эпидемии и болезни человечеству удалось благодаря улучшению качества жизни, совершенствованию системы здравоохранения, появлению новых технологий, но не благодаря прививкам.

Комментарий
Возможно, этим ученым в области религии не довелось повстречать достойных ученых в области медицины. Этот аргумент тоже не уникален и не является религиозным, часто высказывается противниками вакцинации, которые считают, что болезней стало меньше из-за гигиены, улучшения питания, санитарии, но никак не из-за вакцин. Вакцинация, наряду с улучшением уровня жизни и медицины, внесла свой вклад в предотвращение миллионов смертей. И если для инфекций, которые передаются фекально-оральным путем, она не всегда была на первом месте, то другие инфекции, передача которых происходит воздушно -капельно или через кровь, во многом практически побеждены благодаря прививкам. Благодаря вакцинации в том числе мы уже не боимся чумы. Краснуха, ветряная оспа, гепатит В, ВПЧ — вакцины от этих инфекций появились совсем недавно, когда в каждом доме было мыло и закрытая канализация, и заболеваемость после внедрения вакцинации снизилась кардинально.

В составе прививок есть наджас (нечистоты)
Вакцина — это не только действующее вещество, но и разные вспомогательные компоненты, часть которых может относиться к категории «харам» (запретной). Исходя из этого, некоторые полагают, что прививки являются запретными, так как введение в тело человека наджаса запрещено.

Комментарий
В список нечистот в исламе входят любые производные свиньи, а также кровь человека. Другие нечистоты из списка (кал, моча, рвотные массы, мертвечина, алкоголь, гной, сперма и слюна собаки) к вакцинам и их производству не имеют ни малейшего отношения.

Что же из этого списка мы можем найти в вакцинах?

Человеческий альбумин
В состав некоторых вакцин в качестве стабилизатора может входить человеческий альбумин. Технически мы можем отнести это к наджасу. Но мы должны вспомнить, что ислам не запрещает переливание крови (компонентом которой является альбумин). Так что аргумент, по сути, отпадает.

Свиной желатин
Наверное, единственное, к чему можно придраться из общего списка. Однако некоторые мусульманские лидеры постановили, что использование желатина в вакцинах не нарушает религиозные законы, потому что он высоко очищен. Более 100 ведущих исламских ученых заявили в 1995 году, что желатин был достаточно очищен для использования в вакцинах, после обсуждения этого вопроса на семинаре, проведенном Исламской организацией медицинских наук в Кувейте.

Достойной альтернативы этому стабилизатору пока что нет. А если нет альтернативы, то можно. В Шариате существует правило «при трудностях допускаются послабления», в частности, возможность использования необходимых лекарств (в том числе, вакцин), если нет им никакой возможной альтернативы, ведь жизнь — это главная ценность. Так, применение свиного инсулина допускалось, пока не существовало альтернативы. Многие лекарства выпускаются в желатиновых капсулах и также могут быть применены при отсутствии альтернативы.

Клетки человека и животных
Клетки человека и животных могут быть отнесены к наджасу, так как образцы тканей для будущих бессмертных клеточных линий, скорее всего, не были получены по законам Шариата. Но эти клетки и не входят в состав вакцин. Они применяются в процессе производства и служат субстратом для производства действующего вещества вакцины.

Точно так же почва является субстратом для выращивания растений, которые потом идут в пищу человеку и животным. Входит ли почва в состав выращенных на ней продуктов питания? Или по воле Аллаха она дарует человеку пищу? Нужно ли говорить, что почва содержит испражнения самых разных животных (наджаса), и если проводить полную аналогию с вакцинами, то мусульманам будет просто нечего есть. Существуют отдельные фетвы [4,5,6], которые говорят о том, что вакцины, произведенные таким способом, могут применяться. Например, оральная вакцина от полиомиелита, произведенная на клеточной линии vero, полученной из клеток африканской зеленой мартышки в 1962 году [7].

Основная масса тех, кто отказывается от вакцинации в нашей поликлинике (~80%) — это мусульмане, которые читают намаз и носят хиджаб. Хотя причина отказа обычно звучит не «по религиозным причинам», а «недоверие к вакцине».
В каждой такой семье минимум 3–4 ребенка, и ни один из них не привит. Многие из них не посещают детские сады.
Врачей-мусульман, которые считают, что организм сам должен бороться с болезнями без посторонней помощи, тоже много.
У нас каждый год проводят круглые столы по вопросам вакцинации отказников, на которые мы приглашаем священников и имамов. Но почему-то представители мечетей не приходят.
Многие наши нерелигиозные пациенты тоже находятся под сильным впечатлением от антипрививочных ресурсов и часто отказываются от прививок. С такими очень тяжело выйти на контакт.

Кымбат Тунгатова

Возможно, у людей верующих всё ещё могут оставаться вопросы, можно ли в вопросах вакцинации доверять трудам немусульманских ученых и врачей. Сунна вновь может ответить на этот вопрос: сама Айша обращалась в том числе к врачам-немусульманам:

Когда у Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, участились недуги, то арабские и иноземные врачи, [которых позвали мусульмане], прописали ему [лекарства], и я научилась тому, [как лечить его]» (ат-Табарани, аль-Баззар; см. «Маджма’у-з-заваид» аль-Хайсами, 9/242)
Ибн Аль-Каим

Религия не должна быть оправданием ваших личных страхов и сомнений. Страх перед незнакомым и непонятным — это нормально. Но

Спросите же обладателей знания, если сами вы не знаете (ан-Нахль 16:43)
Коран

А делиться с широкой общественностью своими иррациональными метаниями — греховно.

Воистину, многие вводят в заблуждение своими страстями, не обладая знанием (аль-Ан’ам 5:119)
Коран

Помните, что в исламе запрещенное разрешить и разрешенное запретить — равно по греховности. Запретить «на всякий случай» — это не есть благо. Вакцинация в исламе не запрещена, но трактовки древних текстов легко могут ввести в заблуждение неподготовленного человека. Дети всего мира должны быть защищены от инфекций, вне зависимости от их веры, национальности, региона проживания и социального статуса. Не должно быть предубеждений на тему вакцинации у людей, для которых вопрос религии основополагающий.

Существующая фетва 20276 — Постановление о детской иммунизации и прививках Шейха Абд аль-Азиза ибн Бааза суммирует сказанное выше.

Общий смысл ее следующий:

  • вакцинация — это разновидность защиты от болезни, и нет ничего плохого в том, чтобы заблаговременно попытаться предупредить болезнь конкретного человека и/или эпидемию;
  • одно из правил Шариата — «выбрать меньшее из двух зол, чтобы избежать большего, если есть необходимость делать одно из двух» — в связи с этим, предпочтительнее проводить иммунизацию, так как суммарная польза от вакцин перевешивает вред от их побочных эффектов.

Так что прививки необходимы в случае, если польза от них перевешивает вред от болезни.

  1. Не так давно было проведено исследование уровня доверия к вакцинации в разных странах. Знаете, жители какой страны доверяют прививкам больше всего и где меньше всего отказов от вакцинации и антипрививочных настроений?
    В Бангладеше!
    Оно и понятно: сложно не верить в работу вакцин, когда ты ежедневно видишь то, от чего вакцины защищают.

    А вот в Саудовской Аравии охват вакцинации один из самых высоких в мире, и по требованию правительства этой страны прививка от менингококка и дифтерии является обязательной для всех участников хаджа (паломничества) в Мекку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *